Записки нефтяника и не только. (mechanismone) wrote in engineering_ru,
Записки нефтяника и не только.
mechanismone
engineering_ru

Category:

Профессиональный инженер-строитель - КТО ЭТО?



Сегодня мы будем разбираться в том, кто такой "профессиональный инженер-строитель" в Америке? Как получить такой статус, какие экзамены необходимо сдать, и зачем вообще нужен такой статус.
Так что запасайтесь чаем и усаживайтесь поудобнее, будем разбираться.


Сразу отмечу, статус "Профессиональный инженер" относится ко многим инженерным дисциплинам. В данном случае наш разговор пойдет о строительной области.
Итак, если вы встали не с той ноги, и решили стать инженером-строителем, я вас сердечно поздравляю. Первый шаг к вашей мечте - это поступление в университет на инженерно-строительный факультет. Срок обучения в универе от 4 до 6 лет, все зависит от того, как быстро вы учитесь.
Для тех, кто не знает, поясню. В США нет фиксированного расписания занятий. Есть список курсов и их относительная последовательность. Курсы каждый студент себе набирает сам, в начале каждого семестра. Если вы учитесь на полной ставке, то теоретически, вы закончите за 4 года, если вы параллельно работаете, то времени, скорее всего, уйдет больше. В свою очередь, летний семестр ускорит ваше обучение.

Официального ограничения по сроку обучения как бы нет, тем не менее, углубляясь в детали, декан, скромно опустив глазки, и неуверенно шаркая ножкой скажет, что ограничение все же как бы есть - обычно это 6 лет, за это время вы обязаны закончить университет.
Во время обучения в университете вы начнете узнавать новые для себя вещи. Самая первая и очевидная вещь о которой вы узнаете, - это то, что вся работа инженера подчиняется различным строительным нормам и правилам, которые курируются различными ассоциациями. Капитан очевидность намекает, что самая важная и центральная ассоциация для строителей это - Американская ассоциация инженеров-строителей (American Society of Civil Engineers). Эта ассоциация выступает в роли координатора общей деятельности строителей. Они занимаются образованием, научными публикациями, этикой, семинарами и имеют кучу полезных ссылок на все случаи жизни.

Так же существуют узконаправленные ассоциации, которые занимаются написанием норм и правил по строительной деятельности.

Среди многих можно выделить четыре главных:
1. Институт железобетонных конструкций (American Concrete Institute).
2. Институт стальных конструкций (American Institute of Steel Construction)
3. Департамент транспорта (Department of Transportation)
4. Ассоциация испытаний и материалов (American Society for Testing and Materials)

Все эти ассоциации состоят из ряда ведущих профессоров, которые занимаются кипучей научной деятельностью, открывают неотрытое, познают непознаное, патентуют мысли о светлом и пишут книги.
Если вы поступили в хороший вуз, то звезды могут повернуться к вам, и вы можете попасть на обучение к такому профессору. Все эти ассоциации так же имеют всякие узконаправленные полезные издания, семинары и обучение, очень многие из них интересны и полезны, поэтому подписка на них имеет довольно важное значение для инженеров и позволяет следить за новостями мира науки.
Второе, что вы узнаете, это то, что в каждом штате существует свой отдельный коллегиальный орган управления, который курирует всех инженеров. Называется он "Комитет профессиональных инженеров" с приставкой штата, в котором вы находитесь (Board of Professional Engineers). Его отличие от всех ассоциаций в том, что это юридический орган, и занимается он только юридическими и этическими вопросами связанными с судебными тяжбами по инженерным вопросам.

Затем, вы удивитесь еще больше, узнав, что закончив университет и получив диплом, вы как-то не очень-то и инженер. Чтобы стать полноценным кирпичиком в инженерном сообществе и иметь право самостоятельно работать с технической документацией вам необходимо сдать ряд экзаменов в течении нескольких лет, после окончания университета.
Узнав все это, и подумав еще раз, вы, конечно же, решите продолжить учебу.

Следующие несколько лет пройдут спокойно. Движуха начнется на последнем годе обучения. В это время вас могут допустить до сдачи первого экзамена на пути становления инженером с приставкой про. Первый экзамен может сдаваться после выпуска, или во время учебы, но с условием, что вы уже закончили все курсы, которые включены в экзамен, случается это, как правило на последнем годе обучения. Называется этот экзамен «Основы инженерной науки» (Fundamentals of Engineering).

Всеми экзаменами занимается специальная контора, которая называется «Национальная экзаменационная комиссия инженеров и геодезистов» (National Council of Examiners for Engineering and Surveying).

Итак, первое что вам будет нужно сделать это зайти на сайт, зарегистрироваться, и заполнить обычную анкету о себе, выбрав свой университет. Теперь вам необходимо собрать пакет документов. Для этого придется топать в деканат. Там знают что делать. При вас распечатают табель вашей успеваемости, на бланках университета, которые подтверждают прохождение всех требуемых для экзамена курсов, а так же само ваше присутствие в университете. Затем это все при вас подпишут, после чего вас отправят восвояси. Опечатанный конверт отправит сам университет напрямую в комитет, чтобы не было каких-либо подделок. После того, как ваше присутствие в универе официально будет подтверждено, а также комиссия убедится, что вы уже прошли все необходимы курсы, вам нужно будет заплатить за экзамен ($175).

Получив денюжку, комитет подобреет, и предложит вам выбрать дату экзаменовки. Раньше экзамен сдавался два раза в год, сейчас, вроде как, правила поменяли, и сдача проходит каждый месяц.
Экзамен длится 6 часов, и разбит на 2 равные части по 3 часа, с часовым перерывом на чашечку чая.

Все вопросы тестовые, и имеют 4 варианта ответа. Суммарно обе части экзамена имеют 110 вопросов. На экзамен можно принести простенький калькулятор, который умеет делать базовые математические действия. Помимо этого, есть книжка с формулами, эту шпарглаку вы получите на экзамене, так что если вы забыли формулу – можно посмотреть. Смысл экзамена – проверить знания, а не память. Сам экзамен состоит из общих вопросов по точным наукам, которые составляют фундамент инженерной науки, собственно отсюда и название экзамена. Помимо основных дисциплин, таких как, математика, физика, сопромат, и т.д. экзамен также включает в себя различные строительные расчеты базового уровня, по железобетону, стальным конструкциям, геотехнике, материалам и т.д. Согласно статистике на январь 2021 года, экзамен успешно сдают 69% студентов. Если не сдали – есть прцесс пересдачи.

Сдав экзамен, вы получите специальное уведомление, что вы стали зарегистрированным инженером-стажером. В этом письме будет также указан ваш номер, а ваше имя попадет в онлайн реестр, где его может проверить любой желающий. Делается это опять же для того, чтобы не было каких-либо подделок. Теперь вам предстоит работать какое-то время, до сдачи следующего экзамена. Срок работы сильно разнится по штатам, обычно это где-то между 4 и 6 годами.

Если вы решите продолжить учебу, то диплом мастера скосит вам один год работы, а ученая степень, возможно, - еще один. Но поработать пару лет все равно придется. Некоторые штаты так же имеют поблажку для тех, кто получает степень – можно откосить от фундаменталки.

Во время работы стажером вы будите заниматься кипучей инженерной деятельностью, затем отдавать работу профессиональному инженеру на проверку. После проверки инженер будет подписывать и опечатывать чертежи и другую документацию которую вы насочиняли. Этот вопрос мы разберем подробно чуть дальше.

Затем начнется подготовка к самому главному экзамену, собственно из-за которого, вся каша и началась – экзамен профессионального инженера.
Для того, чтобы его сдать - топаем на уже знакомый сайт комиссии, не забываем сдать денюжку куда следует ($350), и выбираем дату экзамена. Сдается он два раза в год, в апреле и октябре.

Итак, для того, чтобы получить допуск к экзамену после регистрации необходим ряд документов:
1. Во-первых наличие пройденного фундаментального экзамена, если вы его не сдали – вас не допустят.
2. Второе требование, как мы уже знаем – это стаж работы. Опыт работы нужно будет доказать. Доказывается он с помощью двух документов –
a) Во-первых нужно подать свое резюме, в которым вы расскажите какой вы пушистый молодец, и опишите где вы работали и какую работу выполняли.
b) Во-вторых, вся работа должна проходить под присмотром профессиональных инженеров, которые должны заполнить специальные формы, в которых подтвердят, что вы ах какой молодец.
3. Кроме этого, необходимо подать рекомендательное письмо от себя, в котором содержится контактная информация профессиональных инженеров, с которыми вы работаете или работали.
4. Ну и последнее, - нужно сдать экзамен по этике. Это юридический экзамен который проверяет знание законов и субординации инженеров.

После чего документы будут тщательно рассматриваться комиссией. Писать нужно все очень досконально, четко документируя в чем именно проявлялись ваши инженерные навыки. Очень многим отказывают в допуске из-за мутного описания работы, в котором непонятна инженерная сторона. Комиссия, рассматривающая ваше дело может посчитать, что опыт работы недостаточен, или глубина инженерных навыков недостаточна, и отказать. Придется все переписывать и смело сражаться за допуск к экзамену. В конце-концов, если комиссия все же увидит ваше сияние, то ваше величество допустят к экзамену.

Теперь нужно выбрать, в какой категории вы сдаете экзамен, категория должна соответствовать вашей компетенции. На выбор есть 5 категорий: общий инженерно-строительный экзамен, геотехнический, строительного проектирования, транспортный и гидрологический.

Сам экзамен длится 8 часов, и разбит на 2 части по 4 часа, с часовым перерывом на обед. Каждая часть содержит по 40 вопросов с несколькими вариантами ответа. Первая часть покрывает все пять дисциплин, вторая часть содержит детальные вопросы по одной из заранее выбранной вами дисциплины. В отличии от фундаменталки, этот экзамен можно нести все, что к полу не приколочено. Любые книги, журналы, ссылки, документы – допускаются. Опять же, смысл в проверке знаний, а не памяти. Всего можно тащить 3 шпаргалки, из которых 1 должна быть книгой или склееной намертво подшивкой, а две – папками с кольцами. При этом толщина этого всего хозяйства нигде не оговаривается, так что если вы мечтали изготовить мегашпаргалку, - вы сорвали джекпот. Но есть оговорка, – все должно быть намертво скреплено, и не вываливаться. Обычно студенты просто делают папку с файликами, куда вставляют всякие страницы из учебников или книг. В дополнение берется книга, обычно это какой-то стандарт, в нем есть все формулы.

Перед входом папки и книги потрясут, все – что выволится – отберут, так что делаем файлики на совесть. У моего друга из папки выволилась шоколдка, про которую он забыл, – шоколадку без озрения совести отобрали, и наверное съели, но это не точно.

Здесь я отмечу нюанс. Хитрые студенты могут подумать, что можно списать, ведь с собой можно тащить все что угодно. Увы, но списать у вас не получится. Во-первых, задачи на экзамене это темная и непонятная сущность, т.к. за разглашение настоящих задач можно очень хорошо огрести. В подготовительных материалах имеются лишь подобные примеры возможных задач, и не более. Во-вторых, задачи довольно объемные, и времени на поиск чего-то подобного у вас не будет. Ну и в последних, проверяется не только конечный тестовый бланк с ответами, но и ваши каляки-маляки в тетради, поэтому если вы думаете, что это просто тестовый экзамен – то это не совсем так. И если ваши каляки-маляки отсутствуют или решение задачи не совпадают с вашими ответами – у вас возникнет неудобный технический упс, и придется объясняться. Правила на экзамене очень жесткие, так что не воодушевляйтесь наличием книг.

И вот, после всех страданий, вы наконец сдали экзамен. В связи с тем, что проверяют не только тестовый бланк, но и решение задач, как я уже упомянул выше, о результате сдачи вы узнаете месяца через три. Вам придет поздравление. Так же вам пришлют красочный диплом с автографами важных лиц, что бдели над вашим экзаменом. Но самое главное, вам присвоят номер, и выдадут специальный штамп, с вашем именем, и этим самым номером.

Идентично фундаменталке, после сдачи экзамена ваше имя попадет в открытый реестр, который доступен любому желающему, дабы небыло каких-то непонятных самозванцев. Там будет содержаться ваше имя, номер, дата получения и истечения лицензии, а также название компании в которой вы работаете в данный момент.

Но и тут все не закончилось. Для поддержания лицензии необходимо учиться определенное количество часов каждый год, после чего отправлять документацию о своем обучении и повышении квалификации в комитет. Учеба обычно проходит в ассоциациях, о которых я упомянул в начале. Если вы положите кое-что на учебу, то вашу лицензию через какое-то время отзовут.
И вот наконец возникает вопрос, так зачем же это все было нужно?

Дело в том, что при завершении работы над проектом архитектурно-проектное бюро выдает два документа – техническое описание требований к выполнению работ и чертежи. Каждый, без исключения, лист чертежей опечатывается профессиональным инженером ответственным за этот лист, на своей печати инженер ставит свою подпись и дату. Техническая документация опечатывается на титульном листе, всеми, кто ее составлял.

Подрядчик, выполняющий работы, не имеет право самостоятельно вносить изменения в документацию. Если что-то непонятно или не так – спрашиваем у инженера, и разбираемся.
Изменения может вносить только сам инженер, который делал данный лист чертежей, после чего в листе изменяется ревизия, он снова опечатывается и подписывается. Именно здесь всплывает на поверхность тип экзамена, а также штат, в котором вы сдавали экзамен. Есть определенные ограничения при подписании документов по дисциплинам, отличным от вашей, а так же в штатах, где вы не сдавали экзамен, вплоть до полного запрета на подпись. Чем более проблематичен штат, тем более жесткие требования к инженерам. Самым трудными штатам считается Калифорния, из-за сейсмической активности. Очень часто инженеры сдают несколько экзаменов по разным дисциплинам, дабы расширить свои возможности. Ведущие инженеры в компаниях также могут иметь лицензии в нескольких штатах.

Для личной карьеры инженера – штамп дает возможность работать самостоятельно, а значит быть оплачиваемым клиентами напрямую, что выгодно работодателю. Так же лицензированный инженер может открыть свою собственную инженерную компанию. Многие проектные бюро нанимают студентов только при наличии успешно сданной фундаменталки, и устанавливают определенный срок для сдачи на лицензию. Что же делать если вы инженер-строитель по образованию, но без лицензии? Увы, но заниматься самостоятельно какой-то официальной разработкой технической документации или чертежей вы не имеете права.

Вникая в детали, для особо-знающих экспертов которые обычно сидят во всяких там интернетах, отмечу, что конечно, в каждом правиле есть и исключения, и некоторая техническая документация не требует штампа. Но это очень редкие исключения для очень мелких проектов. Собственно именно поэтому такие мелкие проекты и находятся в списке исключений. Не очень разумно требовать техническую документацию чтобы сделать заплатку на стоянке или тротуар. В то же время, я не думаю, что вы бы хотели жить на 30-ом этаже элитной высотки, зная, что ее спроектировал непонятный дядя Вася.

Таким образом в США регулируются инженерные дела в строительной области.

Любопытный читатель может спросить, насколько же это серьезно?

Случаи бывают разные, начиная от мелкой ругани и заканчивая судебными расследования серьезных происшествий. Иногда случаются и курьезы.

Например в 2019 году в штате Орегон был наложен штраф на нелицензированного инженера, который в одном неофициальном документе назвал себя инженером. Штат посчитал, что только лицензированный инженер может называться инженером. Разобравшись в вопросе, федеральный суд конечно отменил штраф, и признал, что в неофициальных документах человек имеющий диплом инженера может называть себя инженером. Но суд также отметил, что в официальных документах инженером может называться только профессиональный лицензированный инженер.

К слову, нужно иметь ввиду, что слово «инженер» в профессиональной среде действительно регулируется законом. Например в Техасе за это отвечает Административный Кодекс, раздел 22, часть 6, глава 137. Так что если вы живете в США и решили назвать себя инженером в каком-то официальном документе, будьте осторожны.

Нужен ли статус про-инженера непременно вам, если вы инженер? И да и нет. Если вы работаете в компании-подрядчике и руководите строительством – нет, титул профессионального инженера для вас бесполезен. Если же вы работаете в проектном бюро – то лицензия вам необходима как коту хвост, и без нее у вас не будет ни хорошей карьеры ни роста.

Так что сдавать или нет – решать только и исключительно вам.

В следующий раз я расскажу о том, как устроена большая стройка в США изнутри, мы разберемся в том, кто за что отвечает, в субординации, и том, какая документация требуется для начала и во время строительства.



Подписывайтесь на мой секретный Instagram.
Tags: обучение, проектирование & проекты, строительство
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • 10 лет аварии на АЭС Фукусима. Последствия и итоги

    11 марта 2011 года у побережья Японии произошло крупнейшее в истории страны Великое восточно-японское землетрясение и вызванное им цунами. В…

  • Странный крепеж

    Крепеж ограждений на ТТК (Москва). Не кажется ли вам, что узел спроектирован с какой-то корявой избыточностью? Хотя я не инженер-конструктор, могу и…

  • Дорожный сундук Александра III

    Пишет babs71: В прошлые выходные я вновь вырвался в Эрмитаж - еще раз посмотреть "Линию Рафаэля", а также посетить три новые выставки.…

promo engineering_ru march 31, 2016 17:26 7
Buy for 50 tokens
В сообществе дизельпанков вдруг вспомнили про нереализованный проект суперлетающей мегалодки - я по этому поводу перепощу свой старый пост про вполне реальную - Боинг-314 "Клиппер" Кажется, как ни странно, но ни здесь, ни в вундерлюфте, про этот хорошо известный и очень эхотажный самолет…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Community

  • 10 лет аварии на АЭС Фукусима. Последствия и итоги

    11 марта 2011 года у побережья Японии произошло крупнейшее в истории страны Великое восточно-японское землетрясение и вызванное им цунами. В…

  • Странный крепеж

    Крепеж ограждений на ТТК (Москва). Не кажется ли вам, что узел спроектирован с какой-то корявой избыточностью? Хотя я не инженер-конструктор, могу и…

  • Дорожный сундук Александра III

    Пишет babs71: В прошлые выходные я вновь вырвался в Эрмитаж - еще раз посмотреть "Линию Рафаэля", а также посетить три новые выставки.…