1500py470 (1500py470) wrote in engineering_ru,
1500py470
1500py470
engineering_ru

Categories:

Валентин Вологдин: пионер высокочастотного машиностроения

140 лет назад родился Валентин Петрович Вологдин, выдающийся ученый и талантливый организатор, основоположник отечественной высокочастотной техники. Особое место среди его работ занимает создание процесса поверхностной закалки, изменившего промышленность, ведь вологдинская закалка сокращала цикл обработки отдельных танковых деталей с 30 часов до 37 секунд. Вологдин был основателем Нижегородской радиолаборатории и руководителем Научно-исследовательского института промышленного применения токов высокой частоты (НИИТВЧ). Сегодня предприятие носит его имя и входит в «РТ-Капитал», дочернюю компанию Госкорпорации Ростех.



Радиотехник-революционер


Валентин Вологдин родился 22 марта 1881 года в рабочем поселке одного из пермских металлургических заводов в семье смотрителя горных рудников. По наставлениям отца будущий изобретатель много времени уделял учебе и книгам. Всю жизнь физик с благодарностью вспоминал учителей Пермского реального училища, которое он окончил в 1900 году. Продолжить учебу было решено в Петербурге, где к тому времени обосновались старшие братья Вологдина. В Петербургском технологическом институте Валентин серьезно увлекается электротехникой, а познакомившись с работами изобретателя Александра Попова, «заболевает» темой радио.



Вологдин живет у брата Сергея, работавшего на франко-русском заводе, где строились военные корабли. Он помогает брату по работе и постепенно втягивается в самостоятельную инженерную деятельность. Стоит отметить, что из пятерых братьев Вологдиных трое впоследствии стали знаменитыми учеными. А в начале XX века все братья очень увлекались общественно-политической деятельностью. За политическую активность Валентин отстранялся от учебы, бывал в ссылке и в тюрьме. Только в 1907 году ему удалось закончить вуз, и Вологдин идет работать на завод заведующим испытательной станцией строящихся электрических машин.

В это время Вологдин создает первые отечественные радиогенераторы повышенной мощности, которые пришли на смену дорогостоящему и не всегда качественному немецкому оборудованию компании «Телефункен». Его устройства использовались на флотских радиостанциях. Позже Валентин Петрович создает еще более мощные генераторы, которые позволяли передавать радиотелефонный сигнал на расстояние до 5 км. Во время Первой мировой войны Вологдин занимается радиотехникой для авиации, в том числе в 1915 году создает бортовой генератор для самолета-гиганта «Илья Муромец».

Радиогенераторы для Страны Советов

В разгар всеобщей разрухи, вызванной Гражданской войной, в 1918 году специальным ленинским декретом формируется Нижегородская радиотехническая лаборатория, куда Вологдина вызывают на работу как ведущего в стране специалиста по радиотехнике. Здесь начинаются работы по созданию усилительных ламп, поставки которых из-за рубежа прекратились. Валентин Петрович трудится под началом руководителя лаборатории, легендарного ученого-электротехника Михаила Александровича Бонч-Бруевича.



Вологдин в Нижнем Новгороде


В кратчайшие сроки Вологдиным был сконструирован электродвигатель большой мощности, в 1922 году установленный на Ходынской радиостанции. Она обеспечивала сверхдальнюю связь как внутри страны, так и со странами Европы и США. Уникальную тончайшую сталь для своих генераторов Вологдин заказывал на уральских заводах, пользуясь старыми связями. Еще одной важной разработкой ученого было создание ртутных выпрямителей, которые стали основным источником питания советских ламповых радиостанций и даже поставлялись на экспорт.

В 1922 году Валентина Петровича назначают членом правления Треста заводов слабого тока, а в 1923 году в Ленинграде создается Центральная радиолаборатория, в состав которой включена лаборатория машин высокой частоты и выпрямителей Вологдина. Деятельность лучших радиотехников страны, работавших в лаборатории, обеспечила советское радио прочной производственной базой.

Как закаляли сталь

Когда на смену машинным генераторам в радиотехнику пришли более современные ламповые генераторы, команда Вологдина переключилась на плавку металлов с помощью токов высокой частоты. В 1925 году в лаборатории создается первая промышленная плавильная печь. Основным направлением работы лаборатории становится поверхностная закалка, и коллектив переводится в Ленинградский электротехнический институт им. В.И. Ульянова (Ленина).



Проф. В.П. Вологдин консультирует работников завода «Электрик» по высокочастотным машинным генераторам


В 1930-е годы разрабатываются методы поверхностной закалки металлических деталей различной конфигурации – рельсов, коленчатых валов, изделий с отверстиями, с углами и т. п. Возникает целое перспективное направление, которое активно внедряется на машиностроительных заводах. Поверхностная закалка с индукционным нагревом постепенно вытесняет иные методы упрочнения деталей на заводах автомобильной и тракторной промышленности, в станкостроении.

В Великую Отечественную войну лаборатория В.П. Вологдина эвакуируется в Челябинск в составе Кировского завода. Здесь коллектив в короткие сроки осваивает поверхностную закалку танковых деталей, обеспечивая ускоренный выпуск танков для фронта на знаменитом Танкограде. Ученый с удовлетворением наблюдал, как, вопреки сомнениям многих противников, его методы занимали прочное положение в танкостроении. Поводов для гордости было более чем достаточно, ведь вологдинская закалка сокращала цикл обработки отдельных танковых деталей с 30 часов до 37 секунд.


Наследие ученого

В 1947 году на базе лаборатории основывается Научно-исследовательский институт промышленного применения токов высокой частоты (НИИТВЧ), научным руководителем и директором которого назначается Валентин Петрович. В 1948 году Вологдин первым в стране получает золотую медаль имени А.С. Попова за выдающийся вклад в радиотехнику.

Кроме индукционного нагрева в институте развивались и другие технологии: ростовое оборудование для обработки полупроводников, высокочастотная сварка, плазменная индукционная технология. Интересно, что первые СВЧ-печи для приготовления пищи были разработаны в НИИТВЧ еще в 1950-е годы, и использовались они на подводных лодках.



Валентин Петрович с родственниками


В 1953 году в возрасте 73 лет Валентин Петрович ушел из жизни. Судьбоносно, что похоронен Вологдин был недалеко от могилы А.С. Попова, который всегда был для ученого образцом.

Валентин Петрович остался в памяти коллег и учеников большим изобретателем, ученым мирового уровня, организатором науки, умевшим ладить с разными людьми и объединять коллектив ради задач государственной важности. Сегодня созданный им институт носит его имя, на книгах Вологдина до сих пор учатся студенты, а потомки ученого, дети, племянники и внуки, пришли в ту отрасль, которой Валентин Петрович посвятил жизнь.


Tags: история, личности, производство, технологии, электричество, электроника, энергоэффективность
Subscribe

Posts from This Сommunity “личности” Tag

  • Там, где другие подняли унции, я поднял тонны (Х.Максим, 1893)

    Часто встречается утверждение, что Хайрем Максим построил дурацкий паровой самолет. Именно дурацкий, неуклюжий. Однако не строил он никакого…

  • ЗА ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

    Сегодня у нас 30 октября и свой профессиональный праздник в России отмечают работники инженерно-технических специальностей — это День…

  • О Вычислительной технике и Точной Механике

    В дополнение к Первый плутоний СССР, в день когда 74 года назад 20 августа 1945 года, постановлением Государственного комитета обороны СССР был…

  • 1939й

    Photo: Bettmann/Getty Images Это Мото-мэн. 1939 год. 2.1 м в высоту.118 кг. Его "мозг" был много больше человеческого. Мог петь,…

  • В стороне от больших дорог...

    Мемуары Павла Владимировича Клушанцева. Стоит того, чтобы поставить на полку рядом с "Ракеты и люди" Б.Чертока.…

  • Славяновский стакан

    Оригинал взят у starcom68 в Славяновский стакан Если кто-то и слышал об этом памятнике науки и техники, то вряд ли видел вживую, а тем…

promo engineering_ru июль 19, 2016 09:09 79
Buy for 50 tokens
Свет от масляных и керосиновых фонарей был не слишком сильным, поэтому в фарах первых автомобилей довольно скоро загорелся газ. Бачок с карбидом кальция располагался, как правило, на подножке автомобиля и соединялся с фарами шлангами: Шофер, открыв специальный клапан, подавал воду в бачок с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

Posts from This Сommunity “личности” Tag

  • Там, где другие подняли унции, я поднял тонны (Х.Максим, 1893)

    Часто встречается утверждение, что Хайрем Максим построил дурацкий паровой самолет. Именно дурацкий, неуклюжий. Однако не строил он никакого…

  • ЗА ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

    Сегодня у нас 30 октября и свой профессиональный праздник в России отмечают работники инженерно-технических специальностей — это День…

  • О Вычислительной технике и Точной Механике

    В дополнение к Первый плутоний СССР, в день когда 74 года назад 20 августа 1945 года, постановлением Государственного комитета обороны СССР был…

  • 1939й

    Photo: Bettmann/Getty Images Это Мото-мэн. 1939 год. 2.1 м в высоту.118 кг. Его "мозг" был много больше человеческого. Мог петь,…

  • В стороне от больших дорог...

    Мемуары Павла Владимировича Клушанцева. Стоит того, чтобы поставить на полку рядом с "Ракеты и люди" Б.Чертока.…

  • Славяновский стакан

    Оригинал взят у starcom68 в Славяновский стакан Если кто-то и слышал об этом памятнике науки и техники, то вряд ли видел вживую, а тем…