Красноярский судоподъёмник - уникальное гидротехническое сооружение, позволяющее судам преодолевать разницу в уровнях воды ниже и выше Красноярской ГЭС, на реке Енисей. Не имеет аналогов в России, так как на всех гидростанциях используется другой способ преодоления плотины: шлюзование. Относится к типу наклонных судоподъемников с поворотным устройством и самоходной судовозной камерой. На фото: суда в камере судоподъемника готового к спуску (из справочника "Страны и народы. РСФСР").
1. Общий вид плотины Красноярской ГЭС, подходного канала и судоподъемника (он справа) с нижнего бьефа. Здесь и далее до №5 фотографии Андрея Урицка (июль 2008 г.).
Красноярская плотина высотой 124 метра, сразу ниже плотины на левом берегу - скалы, на правом - город Дивногорск, долина реки Маны. По расчетам, оказалось, что строительство судоходных шлюзов невыгодно из-за большого перепада высот - в случае строительства цепочка шлюзов растянулась бы почти до Красноярска. Поэтому было решено строить подъемник.
В принятии решения о строительстве специального сооружения по преодолению судами плотины Красноярской ГЭС сыграли роль несколько факторов. Существовавший в то время интенсивный грузопоток между центром и югом Красноярского края, связанный с активным промышленным развитием региона. Но основной была задача доставки разнообразных грузов, в том числе рабочих колес турбин, для строящейся Саяно-Шушенской ГЭС.
2. Вид на трассу судоподъемника снизу. Скорость передвижения 20 метров в минуту.
Камера подъемника видна справа вверху. Она поднимет судно на высоту 104 метра, чтобы «перебросить» его через плотину. Тип судоподъемника – продольно – наклонный, двухскатный, с поворотным устройством, с самоходной судовозной камерой, заходящей в воду обоих бьефов.
3. Характеристики пути: ширина колеи 9 метров, общая длина 1510 метров
Строительство судоподъемника начато в 1970 году. Опытная эксплуатация началась в 1976 году. После выполнения доводочных работ и приемки всех систем Государственной комиссией Красноярский судоподъемник с 1982 года находится в постоянной эксплуатации. В советское время подъемник работал с начала навигации весной и до ее завершения осенью, то есть на регулярной основе. Сейчас, из-за падения грузооборота, подъемник совершает лишь разовые рейсы.
4. Судовозная камера подъемника.
Характеристики:
- полезные габариты -длина -90,0 м
- ширина -18,0 м
- глубина -2,2 м
- общие габариты -длина -113,0 м
- ширина -26,0 м
- максимальная высота -20,0 м
- масса камеры -без воды -4500 т
- с водой и судном -8100 т
- привод -электрогидравлический
- количество тележек -78 шт.
- количество опорных колес и гидромоторов -156 шт.
- полезные габариты -длина -90,0 м
- ширина -18,0 м
- глубина -2,2 м
- общие габариты -длина -113,0 м
- ширина -26,0 м
- максимальная высота -20,0 м
- масса камеры -без воды -4500 т
- с водой и судном -8100 т
- привод -электрогидравлический
- количество тележек -78 шт.
- количество опорных колес и гидромоторов -156 шт.
Из лекции "Организация работы флота - Пропускная способность пути - Работа Красноярского судоподъемника" с сайта Новосибирской академии водного транспорта.
Цифрами на схеме обозначены:
1 - Судовозная камера;
2 - Низовые пути (рельсы);
3 - Поворотный круг;
4 - Ремонтная площадка;
5 - Плотина;
6 - ГЭС;
7 - Верховые пути;
8 - Волнолом.
5. Процесс подъема баржи в камере подъемника. Фотографии пресс-службы Енисейского речного пароходства, 2006 год.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Поворотное устройство: диаметр -106 метров, угол поворота -140 градусов.
15.
16.
17.
18. Вывод баржи в верхнем бьефе.
19. Еще несколько видов подъемника от
![[info]](https://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
20.
21.
22.